Замена дисков и тормозных колодок

Тормозная система — наиболее важная совокупность устройств в каждой машине. Несвоевременная замена дисков и тормозных колодок  приводит к сбоям в работе этой системы, что часто вызывает аварийные ситуации с тяжёлым исходом. Поэтому любой водитель должен знать, сколько служат детали тормозной системы, причины и признаки их изнашивания.

Сколько служат тормозные колодки

Период службы колодок тесно связан с тем, как вы водите автомобиль, а также с особенностями конструкции машины, например с его массой.

Если использовать авто в городском режиме, то срока службы задних колодок может хватить примерно на 30–60 тыс. км, а передних — на 20–40 тыс. км (в 1,5 раза меньше) из-за значительных нагрузок.

Замена дисков и тормозных колодок

Как определить, что колодки пора менять

Колодки и диски — расходные материалы, так как являются трущимися деталями. Поэтому им необходимы постоянные уход и внимание.

Для контроля их истирания во многих авто устанавливают «скрипун-пластину» из металла, которая при изнашивании колодок начинает тереться о диск и скрипеть.

Более того, иногда в машинах установлены датчики, которые показывают степень износа тормозных колодок. Стоит накладкам на них стереться до 1–2 мм, система оповещает о том, что их надо сменить. И всё же профессионалы советуют самостоятельно проверять детали системы торможения хотя бы 1 раз на 10 000 км.

Замена дисков и тормозных колодок

Интересно! Признаки неисправности сцепления – как устранить

Толщину тормозных колодок вполне можно определить «на глаз», а вот для измерения толщины дисков, понадобится измеритель в виде обычной линейки или штангенциркуля. Обязательно наличие инструкции по эксплуатации вашего авто, где прописаны соответствующие нормы производителя.

При проверке нужно внимательно осмотреть внешнюю деталь и сам тормозной диск. Если на нём присутствуют царапины или иные отметки, значит, колодку надо сменить. Учитывайте, что недостаточно осмотреть лишь колодку с внешней стороны, рекомендуется измерять толщину у обеих, предварительно вытащив их из суппорта.

Замена дисков и тормозных колодок

Замена дисков и тормозных колодок

Чтобы проверить изношенность колодок тормозного диска, действуйте следующим образом:

  1. Снимите колесо.
  2. Поднимите суппорт.
  3. Измерьте ширину колодок.

Также не забудьте осмотреть суппорт и внешний вид поршня, пользуясь при необходимости специальной смазкой.

Замена дисков и тормозных колодок

Причины и признаки износа тормозных колодок

Как уже отмечали ранее, это расходный материал, поэтому износ колодок абсолютно естественен. Однако есть моменты, влияющие на его интенсивность:

  1. Особенности качества материала, из чего сделаны накладки колодок. Этот фактор зависит только от автопроизводителя и используемых им методов изготовления. Как показывает практика, дешёвые колодки намного быстрее истощаются и хуже тормозят — не стоит на этом экономить.
  2. Манера торможения водителя. Резкие действия приводят к быстрому изнашиванию деталей тормозной системы.
  3. Дорожные условия. При городской езде колодки обычно не используются интенсивно, а вот если вы путешествуете по бездорожью с грязью, песком и водой, то смену этих расходников придётся проводить чаще. Это относится также к поездкам на авто по холмам и горам.
  4. Неисправность тормозной системы. Если, к примеру, качество тормозной жидкости будет низким, это повлияет на изношенность колодок. Ну или, например, в ситуации, когда цилиндры перекошены. В этом случае изнашивание будет неравномерным.
  5. Тип трансмиссионного механизма. У машин с «механикой» медленнее износ, чем с автоматической КПП. Объяснить это можно тем, что авто с АКПП может останавливаться, если использовать только тормозную педаль, а на автомобиле с механической КПП возможно также тормозить двигателем.
  6. Антиблокировочная система. Если автомобиль оборудован АБС, то колодки истощаются менее интенсивно, так как она усиливает давление, с которым колодка воздействует на диск.
  7. Жёсткость детали. Колодки с «подошвой» из мягкого материала перестают служить спустя более короткий промежуток времени, но их влияние на тормозной диск не особо разрушительно. Твёрдые же служат дольше, однако интенсивно трутся о диск. Поэтому производители обычно выпускают несколько типов колодок с разной жёсткостью и, соответственно, скоростью стирания.

Замена дисков и тормозных колодок

Интересно! Стук в двигателе автомобиля

Также «истощение» колодок связано с перевозкой тяжёлых грузов и буксированием прицепа без собственной системы торможения.

Кроме визуальных, существуют симптомы износа, которые можно заметить, будучи непосредственно за рулём:

  1. Обратите внимание на то, как меняется «поведение» педали тормоза. Например, если при торможении она значительно проваливается, то это уже говорит о неисправности колодок.
  2. Вибрация при торможении. Если вы резко тормозите и ощущаете в этот момент вибрацию (на самой педали и во всём кузове), значит, в такой ситуации нужно заменить и колодки, и диски.
  3. Свист или скрип. Подобные звуки обычно вызваны следующими причинами: действием «скрипуна», являющимся показателем износа колодок; плохой работа трущегося слоя; неполадками в системе тормозов.
  4. Пониженная эффективность торможения. На протяжении износа накладок торможение становится менее интенсивным. Так, например, увеличивается длина тормозного пути.
  5. Низкий уровень жидкости для тормозов. Поскольку она находится в специальном резервуаре, её уровень постоянно контролируется. Если же он снижается, то это обычно указывает на стертость колодок.

Замена дисков и тормозных колодок

Еще можно наблюдать по специальному датчику на панели приборов. У многих современных авто он имеется и «предупреждает» своим сигналом о неисправности. Но у такого датчика есть нюансы. Например, предупреждение может быть ошибочным, если в блоке управления произошла ошибка или у датчика случилось короткое замыкание проводки.

Такое может произойти, поскольку датчик постоянно контактирует с пылью, водой и грязью. А иногда он может просто не сработать вовремя. Есть и другие нюансы, поэтому датчик в данном случае — это не стопроцентный показатель. В связи с этим необходимо регулярно проводить визуальный осмотр деталей.

Замена дисков и тормозных колодок

Тормозная система — замена колодок и дисков

Замену компонентов системы торможения можно провести и  самостоятельно, и в сервисном центре. Если решили сами это сделать, следуйте общим правилам замены дисковых тормозных колодок:

  1. Открутите гайки колеса и снимите его, предварительно установив транспортное средство на домкрат.
  2. Откройте бак с тормозной жидкостью, чтобы легче выжимать тормозной поршень.
  3. Снимите направляющие суппорта. Если на автомобиле установлены фиксирующие скобы, снимите их при помощи отвёртки. Если же установлен датчик, просто разъедините его.
  4. Отведите колодки с помощью отвёртки. Для этого вставьте плоскую отвертку между ними, чтобы получилось вдавить тормозной поршень. После этого уберите колодки и прочистите место установки.
  5. Замените колодки новыми. Советуем аккуратно смазать направляющие суппорта, но так, чтобы сама смазка не попала на поверхность колодок, иначе тормоза «заклинит».
  6. Соберите тормозную систему, установите колесо, снимите авто с домкрата.
  7. Проведите прокачку тормозов, чтобы новые колодки адаптировались.

Замена дисков и тормозных колодок

Интересно! Как убрать ржавчину с кузова автомобиля

Или же можно получить эту услугу в автосервисе. Замена компонентов системы тормозов длится 20–60 минут, а цена зависит от типа сервиса. Так, в обычном центре замена колодок будет стоить примерно 700–900 рублей, а средняя стоимость в фирменном автосервисе может достигнуть 1 000–1 500 рублей.

Цена замены задних дисковых колодок может достигнуть 3 000 рублей, поскольку такая работа довольно трудоёмка.

Замена дисков и тормозных колодок

Рекомендации по замене тормозной системы автомобиля

Если вы всё же решили поменять тормозные колодки и диски своими руками, то вот несколько рекомендаций, которые важно соблюсти:

  • используйте запчасти, рекомендованные производителем конкретного автомобиля;
  • перед заменой необходимо дать авто остыть;
  • замену колодок осуществляйте на ровной поверхности с установленным упором под днищем (это кроме домкрата);
  • воспользуйтесь противооткатными упорами для колес. На худой конец есть старый дедовский метод — кирпичи или большие камни.

Проводить замену колодок нужно не только при их изнашивании, но также и в связи с истечением гарантийного срока или при достижении километража, который указан производителем. Несмотря на то, что замена колодок происходит обычно по мере их износа, об этом следует задуматься даже в том случае, если вы редко используете автомобиль — время не идет колодкам на пользу.

Ссылка на основную публикацию