Признаки неисправности сцепления – как устранить

Сцепление в автомобиле — связующее звено между двигателем и трансмиссией. Постоянно находясь в движении, этот элемент подвергается постоянному износу. Рассмотрим, что может привести к неисправности сцепления и как это исправить.

Особенности сцепления автомобиля

Сцепление — связующий элемент между двигателем и коробкой передач. Оно позволяет водителю адаптировать мощность двигателя к скорости, которую он хочет дать своему автомобилю. Чем ниже передача, тем выше будет мощность двигателя: при запуске двигателю требуется большая мощность, чтобы иметь возможность привести автомобиль в движение. Таким образом, факт включения первой передачи позволит двигателю передать максимальный крутящий момент, необходимый для такого усилия.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Сцеплению также принадлежит роль передачи энергии двигателя на колеса через коробку передач, что позволяет увеличивать или уменьшать скорость их вращения. Чем выше передача, тем быстрее комбинация мощности двигателя и передаточного числа коробки позволяет колесам вращаться.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Интересно! Неисправности двигателя – признаки, способы устранения

Механизм сцепления автомобиля

Сцепление состоит из нескольких основных компонентов:

  1. Упорный подшипник позволяет работать всей системе сцепления. Его роль — дать возможность сцеплению прикрепляться к двигателю и отключаться простым нажатием. При нажатии на педаль сцепления вилка нажимает на стопор. Он давит на диафрагму, расположенную в центре нажимного диска, изгибая ее, чтобы отодвинуть накладки на диске сцепления от маховика. Именно эта серия реакций позволяет отделить двигатель от коробки передач и, следовательно, от колес.
  2. Нажимной диск, навинченный на маховик. Прижимает диск сцепления к фрикционному диску. Если сцепление выключено, на нажимной диск действует сила, которая отрывает диск сцепления от маховика. И наоборот, нажимая на педаль, вы отключаете сцепление. Вилка больше не воздействует на подшипник, который ослабляет натяжение пружин и отделяет маховик от диска сцепления.
  3. Диск сцепления. Это устройство между маховиком и нажимным диском функционирует как двухсторонняя тормозная колодка, которая позволяет нажимному диску зацепляться и расцепляться с маховиком за счет трения. Этот элемент быстрее всего выходит из строя по причине износа накладок, что может сделать сцепление непригодным для использования и, следовательно, обездвижить автомобиль до ремонта.
  4. Коробка передач. Позволяет водителю выбирать нужную скорость — ускорение путем повышения передачи или замедление (торможение двигателем) переключением на пониженную передачу.
  5. Карданный вал. Передает движение от маховика к колесам. Маховик сам приводится в движение благодаря двигателю, с которым он связан коленчатым валом.
  6. Педаль сцепления — управляющая деталь, расположенная в педальном блоке слева от акселератора и тормоза.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Принцип работы сцепления автомобиля

В однодисковом сцеплении (самый распространенный вариант) подшипник сцепления не контактирует с диафрагмой в состоянии покоя, что позволяет лопастям последней оказывать постоянное давление на нажимной диск, и, следовательно, удерживать диск сцепления прижатым к маховику. При запуске автомобиля аккумулятор создает движение одной из шестерен, что позволяет запустить двигатель. Во время работы двигателя коленчатый вал передает движение на маховик, который передает движение на диск сцепления. Они остаются в контакте благодаря фрикционной накладке. Затем движение передается на колеса через трансмиссионный вал. Колеса поворачиваются при включении передачи.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Интересно!  Стук в двигателе автомобиля

Водитель должен выжать педаль сцепления, если автомобиль стоит или для того, чтобы переключить передачу. Это называется отстранением. Нажатие на педаль приводит в действие вилку, соединенную с подшипником выключения сцепления. Таким образом упорный подшипник прижимается к центру диафрагмы, концы лопастей которой затем прижимаются в противоположном направлении, что снижает давление и отделяет диск от маховика. Маховик в данный момент находится в свободном вращении и не передает никакого движения колесам, но двигатель все еще работает и поэтому не глохнет, если автомобиль стоит на месте. Как только эта связь разорвана, коробка передач останавливается, позволяя водителю выбрать новую передачу.

Читайте также:  Почему буксует «автомат» АКПП

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Признаки неисправности сцепления

Есть несколько главных признаков неисправности сцепления.

  1. Педаль. Это элемент, в поведении которого вы сразу же почувствуете даже малейшее изменение в случае неисправности. При износе диска сцепления педаль очень часто теряет гибкость и ведет себя ненормально — может нажиматься плохо или слишком сильно, а то и вовсе не возвращаться в исходное положение. Поэтому важно правильно определить источник проблемы (износ диска сцепления, педальная система или и то, и другое). Обратите внимание и серьезно отнеситесь к любым изменениям в гибкости и ощущении.
  2. Шумы. Неисправное сцепление также очень часто сопровождается ненормальным шумом трения или толчками при нажатии на педаль. Наиболее распространен грубый звук трения в самом начале хода педали. Это говорит о том, что выжимной подшипник необходимо заменить. Шумы также могут сопровождаться толчками, в частности, при трогании на подъеме, когда управление сцеплением и педалью акселератора усиливает явление.
  3. Проскальзывание. Сцепление не передает в полной мере крутящий момент от двигателя на главную передачу. На практике водитель почувствует, что запуск автомобиля стал менее «отзывчивым», приходится больше нажимать на педаль акселератора, чтобы двигаться вперед. Проскальзывание связано с износом дисков сцепления. Менять комплект нужно быстро, чтобы избежать каких-либо неудобств при вождении, которые могут привести к опасной ситуации.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Интересно! Загорелась лампочка бензина сколько можно еще проехать

Возможные причины неисправности сцепления

В большинстве случаев срок службы сцепления эквивалентен 140 000 км пробега. Вождение в городе — одна из основных причин его неисправности: систему сцепления сильно нагружают частые остановки и постоянное переключение передач, это вызывает преждевременный износ его элементов. Вождение с агрессивным переключением передач также влияет на работу выжимного подшипника.

Кроме того, не следует удерживать педаль в нажатом положении, когда автомобиль стоит. Это оказывает ненужное давление на выжимной подшипник и диафрагму и становится еще одной распространенной причиной износа сцепления.

Признаки неисправности сцепления - как устранить

Как устранить неисправности сцепления

Сцепление — это изнашиваемая деталь, которая обычно не перестает работать в одночасье: всегда есть признаки повреждения и износа, которые можно воспринимать как предупредительные сигналы. Следует обращать особое внимание на некоторые сигналы и при необходимости проверять сцепление у специалиста или в автосервисе.

Выделяют 3 пути решения проблемы.

  1. Замена масла в коробке передач. Недостаточное количество масла или масло низкого качества может приводить к затрудненному переключению. Слив и замена смазки поможет решить эти проблемы.
  2. Замена педали сцепления: в зависимости от ее износа механик может отремонтировать ее или полностью заменить.
  3. Замена комплекта. Если неисправно сцепление, необходимо заменить весь комплект. В некоторых случаях потребуется также замена маховика.

Сцепление — узел изнашиваемый, но долговечный. Его выход из строя во многом зависит от того, как водитель им управляет. Не следует излишне напрягать коробку передач при вождении, потому что стоимость ремонта или замены неисправного сцепления в автомобиле относительно высока. Точная цена всегда зависит от автомобиля, его производителя и установленных деталей. Например, замена главного цилиндра сцепления для Toyota AYGO будет стоить около 60 000 руб., а для ВАЗ 2101-07 — 3500 руб.

Ссылка на основную публикацию