Регулировка клапанов двигателя —порядок

Клапаны — устройства, которые необходимы для корректной работы двигателя внутреннего сгорания. Впускные отвечают за наполнение цилиндров бензином, выпускные — за вывод отработанных газов. Происходящее от нагревания в процессе работы расширение металла меняет не только размеры, но и форму деталей конструкции. Регулировка клапанов необходима, чтобы вернуть двигатель к прежней функциональности, не допустить прогрессирования неполадок в работе.

Что такое регулировка клапанов двигателя

Клапаны в ДВС сравнивают с цилиндрическими тарелками, насаженными на длинные стержни. Несложные детали, установленные в блоке цилиндров, в процессе эксплуатации подвергаются весомым нагрузкам, как механическим, так и термальным. Несмотря на практику изготовления из прочной стали, обладающей устойчивостью к таким воздействиям, их перманентность неминуемо приводит к деформации и смещениям:

  • происходит расширение клапанов, удлинение стержней;
  • искажаются размеры зазоров между торцами и кулачками (или коромыслами в двигателях устаревшего типа);
  • чем больше размеры отклонений, тем вероятнее прогрессирование проблем, возникающих на этом фоне.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Регулировка клапанов двигателя — непростой процесс, не всегда доступный автовладельцам с большим стажем. Для его проведения нужны мастерство, специфические инструменты, знание устройства собственного автомобиля и его конструктивных особенностей, размеров зазора между клапанами двух типов, угла поворота коленвала, последовательности проводимой сборки и разборки. Чихание, троение, хлопки, падение мощности — это признаки, которые указывают не только на неполадки, но и на их дальнейшее развитие.

Это не совсем регулировка клапанов двигателя — в процессе устранения образовавшейся неисправности происходит выставление теплового зазора, необходимого для предотвращения расширения и удлинения клапана. Так что правильное определение манипуляции — регулировка теплового зазора между кулачком распределительного вала и деталью клапана, отвечающей за его открытие.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Интересно! Признаки неисправности сцепления – как устранить

Каким двигателям и когда нужна регулировка клапанов

Владельцы некоторых автомобилей с ДВС прекрасно осведомлены, что могут обойтись без этой процедуры. Моторы современных легковых авто оснащены гидрокомпенсаторами, самостоятельно регулирующими зазоры до необходимой величины. Те автовладельцы, у которых нет такого полезного устройства в двигателе внутреннего сгорания, знают, зачем нужна регулировка клапанов.

Читайте также:  Как проверить катушку зажигания

Некоторые недостаточно осведомлены о тонкостях конструкции, но есть подробные описания порядка регулировки клапанов двигателя автомобилей ВАЗ, Форд, Хонда, Ниссан и других. Если нет времени разбираться, что это такое и когда регулировка необходима, можно просто съездить к специалистам на профосмотр и узнать, насколько эта процедура актуальна для вашего авто.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Текущее техническое обслуживание — важная составляющая длительного и беспроблемного использования. Техническая документация содержит сведения о периодичности проверки зазора, если это необходимо, но ориентироваться можно и на цифру в 25–30 тыс. км. Порядок регулировки тепловых зазоров зависит от цилиндров и их работы, модели двигателя. Цилиндров может быть от 4 до 8, но есть легковушки с 3,5 и даже 12 цилиндрами. Иногда и у четырехцилиндровых есть отличия.

Определить порядок работы цилиндров нужно для применения корректной последовательности регулировки. Для отдельных моделей есть специальные приспособления, например у ВАЗ 2108 и 2109, у Форда и Фольксвагена, Тойоты, Мицубиси с регулировочными шайбами, предусмотренными в конструкции.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Регулировка клапанов дизельного двигателя должна проводиться в целях установки зазора, который указан в инструкции по эксплуатации именно этого двигателя. Тип топлива — бензин, газ или дизель — не имеет значения. Важен только вид конструкции узла, состоящего из клапана, толкателя и распределительного вала.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Интересно! Замена дисков и тормозных колодок

Процедура регулировки клапанов двигателя

Процедура начинается с очищения подкапотного пространства, и это общее условие, поскольку в противном случае есть риск попадания мусора и пыли в двигатель после снятия крышки ГБЦ. Рекомендуется, чтобы автомобиль стоял на ровной поверхности, с хорошо затянутым тормозом для стоянки и дополнительными упорами под колесами. Работа выполняется при достаточном освещении.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

В каждом конкретном случае последовательность отличается. Примеры:

  1. Регулировка клапанов двигателя Газели начинается со снятия крышки фильтра, крепежных гаек, шланга вакуумного корректора и патрубка сапуна. От карбюратора необходимо отсоединять тяги. Они доставят ощутимые затруднения при регулировке клапанов двигателя. Приступают к процессу после снятия клапанной крышки. Сначала регулируют первые 4 клапана, повернув коленчатый вал, занимаются остальными.
  2. Если у Газели двигатель ЗМЗ 402, отличий в процессе регулировки каждого клапана нет. Нужно раскрутить стопорную гайку, между коромыслом и шейкой вставить щуп, прижать его регулировочным винтом и оставить зазор 0,3 мм у впускных клапанов, 0,4 мм — у выпускных.
  3. Двигатель Д 240 требует при регулировке клапанов: общего процесса очистки, остывания мотора и специального приспособления Однако последнее не является обязательным условием, мастера обходятся и подручными средствами.
  4. Регулировка клапанов двигателя УАЗ проводится после каждых 30–40 тыс. км пробега, зазор на впускном — 0,35 мм, на выпускных — 0,40 мм. Регулировкой занимаются при холодном агрегате, лезть в него в горячем виде недопустимо. Отпустив стопорные гайки на винтах регулировки, устанавливают щуп, и закрепляют его, чтобы он был прижат, но не давил на шток. Регулировка на выпускном клапане проводится практически аналогичным образом, просто используется щуп других параметров.
  5. Владельцу мотоблока регулировку клапанов двигателя придется проводить, ориентируясь на данные из технического паспорта, который есть у каждого производителя. У стандартного ТС входной клапан с допустимым значением 0,10–0,15 мм, выходной — от 0,15 до 0,20 мм.

Комментарий эксперта. М. Урбанский, блогер-автолюбитель:

«Вот в случае с мотоблоком давать универсальные рекомендации сложно. Хонда, Лифан, мотор от Агро и Угры — только навскидку можно перечислить несколько типов, которые потребуют от автолюбителя не только теоретических знаний. Очень многое зависит от производителя и марки, практических навыков и умений владельца».

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Работа двигателя до и после регулировки клапанов

Можно провести оптимизацию зазоров для профилактики после пробега определенной продолжительности, и это самый разумный шаг на пути к обеспечению беспроблемной эксплуатации. Однако многие владельцы ТС забывают контролировать промежуток между уже сделанной отладкой и необходимой по пробегу. Тогда ориентируются на характерную симптоматику:

  • металлическое постукивание, особенно слышное в холодную погоду;
  • усиление стука при увеличении нагрузки;
  • отчетливый запах горелого;
  • падение компрессии в цилиндрах и вибрация на небольших оборотах (на профессиональном сленге — троение двигателя);
  • невозможно достижение полной мощности;
  • автомобиль вяло разгоняется и жрет много топлива.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Интересно! Как убрать ржавчину с кузова автомобиля

Даже если пока наблюдаются не все вышеперечисленные признаки, лучше заняться профилактическим осмотром, чем впоследствии платить ощутимую сумму за ремонт. У многих автолюбителей, предпочитающих традиционные типы двигателей, недоверие к гидрокомпенсаторам, которые имеют обыкновение ломаться, тоже вызывая стук, и это требует других мер борьбы.

Правильно отрегулированные зазоры на клапанах превращают неприятную работу с тревожной симптоматикой в устойчивую на высоких и низких оборотах, ликвидируют остальные признаки, сигнализирующие о необходимости процесса.

Регулировка клапанов двигателя —порядок

Важность регулировки клапана двигателя

Роль, которую выполняет это приспособление, сложно переоценить: запуск горючей смеси и отведение отработанных газообразных соединений, распределение смеси и газов — играет огромную роль в бесперебойной работе системы.

Избежать снижения эффективности работы двигателя, подгорания клапана при недостающем размере зазора и неполного открытия (которое и является причиной появления металлического стука) при избыточном расстоянии зазора, а также запаха гари, излишнего шума, неимоверно быстрого изнашивания деталей конструкции можно, только своевременно регулируя зазоры. Если у автовладельца только приблизительное представление о процессе или он приобрел новую машину, доверить это лучше специалистам.

Множество рекомендаций на тему, каким должен быть пробег авто между регулировкой клапанов, говорят о точном количестве километров для разных марок. Однако в реальности это только примерные указания на необходимость профилактического ремонта. Как только появляются вышеперечисленные признаки неисправности, так и наступает необходимость заниматься процессом или доверить его профессионалам, иначе стоимость ремонта последствий окажется гораздо весомее.

Ссылка на основную публикацию