История создания Ё-мобиль, последние новости проекта, обзор автомобиля

Детище Михаила Прохорова – первый российский гибрид, названный ё-мобиль, сегодня вызывает массу вопросов. В разработку транспорта исключительно для городских поездок было вложено примерно 150 млн. евро. Громкие презентации, революционные технологии создавали все условия для реализации проекта. После провала в 2014 году наработки переданы за символическую плату, но осенью 2018 года белорусская НАН сообщила о создании аналогичной электрической силовой установки.фотография е мобиля

История «Ё-мобиля»

По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.

Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.

Интересно знать! Гибрид презентовался сразу в трех модификациях – фургон, кросс-купе и хэтчбэк.

Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?история е мобиля фото

2011 год

Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.

Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:

  • революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
  • запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
  • отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
  • рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.

е мобиль фото сзадиИдея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.

Интересно!
Первые каршеринг-сервисы открылись в РФ только в конце 2015 года.

2012 год

е мобиль 2012Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.

2013 год

В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.фото е мобиля 2013

В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.

В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.

2014 год

Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.

Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.

Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.

Интересно! Схожая с ё-мобилем судьба у проекта Николая Фоменко – спорткара «Маруся».

фото автомобиля Маруся

Основные характеристики машины

Ё-мобиль – отечественный автомобиль, поэтому стандартные эстетические критерии к нему неприменимы.

Узнаваемость и эргономичность

Каждый экземпляр уникален, ведь разработчикам хотелось продемонстрировать, что автомобиль – всего лишь средство передвижения по городу.

Расцветка, кузов и тренды тех лет

дизайн е мобиляБазовая окраска модели – двойная. Колер дверных элементов и самих дверей, бампера спереди и дисков остается неизменным. Остальные детали доступны в нескольких оттенках. Транспорт, хоть и напоминает продукцию китайского автопрома, не является ее репликой.

Те, кто разработал и придумал концептуальный ё-мобиль, просто следовали модным фишкам:

  • массивность переднего бампера;
  • треугольные фары-противотуманки;
  • высокий подъем кузова;
  • задняя оптика – на светодиодах;
  • выхлопные диффузоры врезаны в обвес сзади.

Кузовная часть кроссовера, фургона и хэтчбэка выполнены из композитов. Единый стандарт рамы обеспечивал скорость модульной сборки при серийном производстве. Транспорт позиционировался как народный проект, но диски на 16 дюймов, резина Run-Flat существенно повышали его стоимость.

Интересно!
Технология Run-Flat предусматривает внутренний вкладыш, позволяющий двигаться на пробитой камере со скоростью до 80 км/ч.

Внешность и приборная панель

Назначение серийной модели – эксплуатация исключительно в условиях города. Клиренс кросс-купе достигал 200 мм, а фургона и хэтчбека – 170 мм. Приборная панель – минималистична и выглядит достаточно нестандартно:

  • два центральных дисплея;
  • рулевое колесо со множеством функций;
  • замена ручек управления передачей кнопками на подлокотниках – назад и вперед;
  • стояночный тормоз в виде кнопки с маркировкой «Р».

Для медийной системы предусматривался выход в Интернет.

Интерьер салона

интерьер е мобиляВнутренняя отделка салона выполнена в аналогичной кузову расцветке. Водительское и переднее пассажирское сиденья с боковой поддержкой комфортны. Задний диван хэтчбека рассчитан на троих пассажиров, кросс-купе – на двоих. Минус задних мест – всего два подлокотника.

У хэтчбэка багажнику отводится 230 л, но, сложив сиденья, можно увеличить его объем до 1100 л. Фургон планировался с кабиной на 2 места, грузовым отсеком на 4 куба, куда можно вместить европалет. Грузоподъемность модели –  750 кг.

Особенности, которые обещали создатели ё-мобиля и проекта

Пресловутый двухтопливный роторно-лопастный двигатель – самая известная фишка, которую так и не реализовали. Концепты оснастили двигателями от Fiat. Производители акцентировали и на других технических характеристиках:

  • запасе хода – 700 км на ДВС, 2 км – на моторе;
  • наличии ESP, ABS, опции круиз-контроля;
  • электрической трансмиссии с приводом постоянного полного или переднего типа;
  • системе климат-контроля;
  • полипропиленовый кузов;
  • одновременное размещение в багажнике запаски и ГБУ;
  • концепт машины-гаджета с минимумом проводки;
  • радикальный дизайн, а не копию известных брендов;
  • емкости бензобака 20 л и метанового баллона 14 кубометров.

Главным источником энергии планировалось сделать ДС, работающий в сцепке с генератором. Ток от выработки поступал в суперконденсатор и подавался на два мотора. Они могли вращать колеса по постоянному полноприводному принципу.

Планы и их выполнение

Производители планировали несколько действий, выполнение которых наглядно представлено в таблице.

ИдеяСрокСостояниеИнформация на сегодня
Окончание ресурсных тестов двигателя роторно-лопастного типаЛето 2011Не готовоСведений об использовании детали нет.
Старт производства серийной партии ё-авто для тестирования и эксплуатацииНоябрь 2011Не готовоПрототипы не производятся, сроки перенесены на зиму 2012.
Окончание эксплуатационно-сертификационных тестовАпрель 2011Не готовоСведений о проведении тестов нет.
Старт изготовления машины на первом заводе1 сентября 2012Не готовоСтроительство завода не начато. Машины не производятся.
Серийный выпуск 25 тыс. автоДо окончания 2012Не готовоСтроительство завода не начато. Машины не производятся.
Открытие первого завода по серийному выпускуКонец 01-02. 2013Не готовоСроки строительных работ перенесены на 2014. Машины не производятся, хотя старт выпуска перенесен на 2015.
Начало серийного выпускаМарт 2015Не готовоВ Белоруссии выпущены прототипы, построенные в 2010-2014. Планируется 2 модификации – для города и села.

Современный и маневренный – таким должен быть уникальный ё-мобиль, но почему же нашумевший проект закрыли? Оппоненты Прохорова связывают старт концепт-кара с пиаром перед президентскими и парламентскими выборами. Эксперты отмечают экономическую нестабильность, отсутствие опыта и завышенные амбиции производителя. Политологи говорят о санкциях в связи с Крымским вопросом, финансисты – о скачках валют.  Но все, кто высказывается по поводу ё-авто, единогласны в отношении уникальности, востребованности, прибыльности и окупаемости проекта.

Стоимость Ё-мобиля

Изначально ё-мобиль презентовали только на фото и выставках, а начальная цена 300 тыс. руб. казалась потенциальным покупателям недорогой. Через некоторое время серийный транспорт планировалось продавать за 360 тыс. руб.

Разработчики приходили к новым цифрам. Последней заявленной стоимостью была 450 тыс. руб. за полноприводную модель с двухтопливной установкой. Доукомплектованный вариант должен был стоить 490 тыс. руб.

В Сети есть интересная информация: ё-мобиль, о котором редко слышно последние новости, неизвестный пользователь в 2018 году предлагал по 5 млн. руб. Правда, речь шла о концептах.

Интересно! Конечный результат проекта – продажа разработок Институту НАМИ за 1 евро.

Критика проекта


Нашумевшую машину критиковали на этапе проекта и после его окончания. Пользователи и общественные деятели отмечали несколько моментов:

  • склонность Михаила Прохорова к авантюрным и неликвидным проектам;
  • авторы идеи начитались концептов на зарубежных сайтах, но не понимали длительности их практического внедрения;
  • большинство технологий не апробированы в автопроме;
  • ходовые параметры рассчитаны на идеальную эксплуатацию, в реальной жизни мощности конденсатора не хватит;
  • двигатель Fiat – зарубежный, что противоречит планам использовать 90 % отечественных комплектующих;
  • изменение внешности кроссовера после его презентации во Франкфурте;
  • постоянное смещение сроков открытия завода и старта производства;
  • излишняя шумиха вокруг машины с теоретически окупаемым видом;
  • приоритетность для компании процесса, а не результата;
  • препятствование существующих брендов к появлению столь сильного конкурента.

Неофициальные источники заявляют, что ё-мобиль показался Прохорову провальным после выяснения его реальной себестоимости в 1 млн. руб.

Не апробированные технологии: вместо заключения

Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…

Интересно!
Начало: Илон Маск, основавший PayPal, решил выпускать нишевые электрогибриды. После покупки стартапа Tesla, в штате которой прагматики-компьютерщики, стало ясно, что своими силами создать машину не выйдет.

Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).

Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.

Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.

Ссылка на основную публикацию