Детище Михаила Прохорова – первый российский гибрид, названный ё-мобиль, сегодня вызывает массу вопросов. В разработку транспорта исключительно для городских поездок было вложено примерно 150 млн. евро. Громкие презентации, революционные технологии создавали все условия для реализации проекта. После провала в 2014 году наработки переданы за символическую плату, но осенью 2018 года белорусская НАН сообщила о создании аналогичной электрической силовой установки.
История «Ё-мобиля»
По задумке авторов идеи Юрия Шифа, Александра Синкевича и Андрея Бирюкова ё-авто должно быть последовательным гибридом с электрической трансмиссией полноприводного типа. Питание осуществлялось от генератора, бензо-газового ДВС и емкостной АКБ.
Ё-мобиль окончательный создатель – холдинг Яровит и группа Онэксим представили 13 декабря 2010 года на выставке в Москве. Короткие свесы, клиренс (заявленный) 170 мм, силовая установка на основе суперконденсатора и мотора свидетельствовали о предназначении транспорта исключительно для городской эксплуатации.
Интересно знать! Гибрид презентовался сразу в трех модификациях – фургон, кросс-купе и хэтчбэк.
Полный отказ от ДВС предусматривал использование экспериментального роторно-лопастного двигателя. Кузов был двухцветный, салон – с медиасистемой и доступом к Интернету, контролем климата и направления поездки. Почему же провалился такой прокачанный ё-мобиль?
2011 год
Производители презентовали ходовые макетные авто с двухцилиндровыми бензиновыми ДВС, устраняли недоработки и сообщали о серийном выпуске в 2012 году. В Санкт-Петербурге было начато строительство завода, а 90 % комплектации планировали производить в России. Эффектный ё-мобиль осенью принял участие в выставке во Франкфурте, а также 6 мая была названа официальная цена. Правда, проект существовал в состоянии компьютерной модели.
Концепт-кар был оценен отечественными водителями благодаря:
- революционной технологии запуска – считыванию кредитной карты. Это был бы коллективный гаджет, которым могли пользоваться несколько человек, взяв авто в аренду;
- запоминающийся дизайн – яркий кузов из полипропилена с армированием;
- отказ от ДВС – сцепка суперконденсатор-мотор включала два электрических тяговых двигателя на каждой оси;
- рамная конструкция для унификации производства и облегчения веса машины.
Идея о том, что ё-мобиль можно взять в каршеринг, была отвергнута сразу по причине экономической нецелесообразности. Интересные фишки – базальтовый кузов, роторно-лопастной двигатель – постепенно ликвидировались из концепта. Производитель и поставщики не могли согласовать итоговую стоимость деталей, и к концу 2011 года авто стало некрасивым, массивным и дорогим.
2012 год
Первые изображения салона кроссовера продемонстрированы в феврале. Отечественные водители, еще не до конца понимали, что же такое за удивительный ё-мобиль, а сроки проекта уже срывались. В сентябре Андрей Бирюков вышел из состава компании, а его место гендиректора занял главный конструктор Андрей Гинзбург. Глава группы «Онэксим» (держала 59 % акций) Дмитрий Разумов отметил, что в серийный выпуск транспорта начнется только к 2014-началу 2015 года.
2013 год
В феврале глава городского комитета по инновациям Максим Мейксин на ежегодной международной автоконференции пообещал, что ё-авто, вероятно, начнут изготавливать в марте 2015. Андрей Бирюков уточнил, что электрическая трансмиссия успешно прошла все тестирования.
В конце июня Михаил Прохоров продемонстрировал модифицированную версию машины общественности. Одновременно с проведением ПМЭФ, где показывался ё-мобиль, СМИ получило фото и рекламный ролик предсерийной продукции. Прототипы презентовали на Димитровском автополигоне.
В июле в Подмосковье было показано 5 прототипов ё-кроссовера. ДВС у гибридов заменили на поршневой двигатель на 1,4 л и 75 лошадей. Его изготовили не на отечественном заводе, а закупили у Fiat.
2014 год
Окончательно судьба недоработанного ё-мобиля стала известна 20 февраля. Максим Мейксин на конференции Автоинвест сказал, что старт производства российских гибридов отсрочен. Причина – недостаток финансирования проекта.
Но в марте компания Онэксим заявила о сертификации машины осенью этого же года. Через месяц проект закрыли, а наработки передали НАМИ. Сотрудники занялись разработками президентского лимузина, но его концепт был засекречен. Общественности было известно, что отделка салона – из кожи, а на каждую дверь нанесен герб РФ. Транспорт планировали подарить Владимиру Путину в 2018 году.
Единственный, кто получил действующий экземпляр ё-транспорта – лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Массивный Ё-Crossback EV с трехдверным кузовом оснащен уже не гибридным, а электрическим двигателем. По информации на июль 2018 года авто сломалось – у него осыпался аккумулятор. Машину планировали полностью переоборудовать, оснастить боевыми системами, но о проведении ремонтных работ информации нет.
Интересно! Схожая с ё-мобилем судьба у проекта Николая Фоменко – спорткара «Маруся».
Основные характеристики машины
Ё-мобиль – отечественный автомобиль, поэтому стандартные эстетические критерии к нему неприменимы.
Узнаваемость и эргономичность
Каждый экземпляр уникален, ведь разработчикам хотелось продемонстрировать, что автомобиль – всего лишь средство передвижения по городу.
Расцветка, кузов и тренды тех лет
Базовая окраска модели – двойная. Колер дверных элементов и самих дверей, бампера спереди и дисков остается неизменным. Остальные детали доступны в нескольких оттенках. Транспорт, хоть и напоминает продукцию китайского автопрома, не является ее репликой.
Те, кто разработал и придумал концептуальный ё-мобиль, просто следовали модным фишкам:
- массивность переднего бампера;
- треугольные фары-противотуманки;
- высокий подъем кузова;
- задняя оптика – на светодиодах;
- выхлопные диффузоры врезаны в обвес сзади.
Кузовная часть кроссовера, фургона и хэтчбэка выполнены из композитов. Единый стандарт рамы обеспечивал скорость модульной сборки при серийном производстве. Транспорт позиционировался как народный проект, но диски на 16 дюймов, резина Run-Flat существенно повышали его стоимость.
Внешность и приборная панель
Назначение серийной модели – эксплуатация исключительно в условиях города. Клиренс кросс-купе достигал 200 мм, а фургона и хэтчбека – 170 мм. Приборная панель – минималистична и выглядит достаточно нестандартно:
- два центральных дисплея;
- рулевое колесо со множеством функций;
- замена ручек управления передачей кнопками на подлокотниках – назад и вперед;
- стояночный тормоз в виде кнопки с маркировкой «Р».
Для медийной системы предусматривался выход в Интернет.
Интерьер салона
Внутренняя отделка салона выполнена в аналогичной кузову расцветке. Водительское и переднее пассажирское сиденья с боковой поддержкой комфортны. Задний диван хэтчбека рассчитан на троих пассажиров, кросс-купе – на двоих. Минус задних мест – всего два подлокотника.
У хэтчбэка багажнику отводится 230 л, но, сложив сиденья, можно увеличить его объем до 1100 л. Фургон планировался с кабиной на 2 места, грузовым отсеком на 4 куба, куда можно вместить европалет. Грузоподъемность модели – 750 кг.
Особенности, которые обещали создатели ё-мобиля и проекта
Пресловутый двухтопливный роторно-лопастный двигатель – самая известная фишка, которую так и не реализовали. Концепты оснастили двигателями от Fiat. Производители акцентировали и на других технических характеристиках:
- запасе хода – 700 км на ДВС, 2 км – на моторе;
- наличии ESP, ABS, опции круиз-контроля;
- электрической трансмиссии с приводом постоянного полного или переднего типа;
- системе климат-контроля;
- полипропиленовый кузов;
- одновременное размещение в багажнике запаски и ГБУ;
- концепт машины-гаджета с минимумом проводки;
- радикальный дизайн, а не копию известных брендов;
- емкости бензобака 20 л и метанового баллона 14 кубометров.
Главным источником энергии планировалось сделать ДС, работающий в сцепке с генератором. Ток от выработки поступал в суперконденсатор и подавался на два мотора. Они могли вращать колеса по постоянному полноприводному принципу.
Планы и их выполнение
Производители планировали несколько действий, выполнение которых наглядно представлено в таблице.
Идея | Срок | Состояние | Информация на сегодня |
---|---|---|---|
Окончание ресурсных тестов двигателя роторно-лопастного типа | Лето 2011 | Не готово | Сведений об использовании детали нет. |
Старт производства серийной партии ё-авто для тестирования и эксплуатации | Ноябрь 2011 | Не готово | Прототипы не производятся, сроки перенесены на зиму 2012. |
Окончание эксплуатационно-сертификационных тестов | Апрель 2011 | Не готово | Сведений о проведении тестов нет. |
Старт изготовления машины на первом заводе | 1 сентября 2012 | Не готово | Строительство завода не начато. Машины не производятся. |
Серийный выпуск 25 тыс. авто | До окончания 2012 | Не готово | Строительство завода не начато. Машины не производятся. |
Открытие первого завода по серийному выпуску | Конец 01-02. 2013 | Не готово | Сроки строительных работ перенесены на 2014. Машины не производятся, хотя старт выпуска перенесен на 2015. |
Начало серийного выпуска | Март 2015 | Не готово | В Белоруссии выпущены прототипы, построенные в 2010-2014. Планируется 2 модификации – для города и села. |
Современный и маневренный – таким должен быть уникальный ё-мобиль, но почему же нашумевший проект закрыли? Оппоненты Прохорова связывают старт концепт-кара с пиаром перед президентскими и парламентскими выборами. Эксперты отмечают экономическую нестабильность, отсутствие опыта и завышенные амбиции производителя. Политологи говорят о санкциях в связи с Крымским вопросом, финансисты – о скачках валют. Но все, кто высказывается по поводу ё-авто, единогласны в отношении уникальности, востребованности, прибыльности и окупаемости проекта.
Стоимость Ё-мобиля
Изначально ё-мобиль презентовали только на фото и выставках, а начальная цена 300 тыс. руб. казалась потенциальным покупателям недорогой. Через некоторое время серийный транспорт планировалось продавать за 360 тыс. руб.
Разработчики приходили к новым цифрам. Последней заявленной стоимостью была 450 тыс. руб. за полноприводную модель с двухтопливной установкой. Доукомплектованный вариант должен был стоить 490 тыс. руб.
В Сети есть интересная информация: ё-мобиль, о котором редко слышно последние новости, неизвестный пользователь в 2018 году предлагал по 5 млн. руб. Правда, речь шла о концептах.
Интересно! Конечный результат проекта – продажа разработок Институту НАМИ за 1 евро.
Критика проекта
Нашумевшую машину критиковали на этапе проекта и после его окончания. Пользователи и общественные деятели отмечали несколько моментов:
- склонность Михаила Прохорова к авантюрным и неликвидным проектам;
- авторы идеи начитались концептов на зарубежных сайтах, но не понимали длительности их практического внедрения;
- большинство технологий не апробированы в автопроме;
- ходовые параметры рассчитаны на идеальную эксплуатацию, в реальной жизни мощности конденсатора не хватит;
- двигатель Fiat – зарубежный, что противоречит планам использовать 90 % отечественных комплектующих;
- изменение внешности кроссовера после его презентации во Франкфурте;
- постоянное смещение сроков открытия завода и старта производства;
- излишняя шумиха вокруг машины с теоретически окупаемым видом;
- приоритетность для компании процесса, а не результата;
- препятствование существующих брендов к появлению столь сильного конкурента.
Неофициальные источники заявляют, что ё-мобиль показался Прохорову провальным после выяснения его реальной себестоимости в 1 млн. руб.
Не апробированные технологии: вместо заключения
Что все-таки стало с прогрессивным для отечественного пользователя ё-мобилем: ему не дали жить излишние затраты на проект или отсутствие достойной технической базы? Возможно, российские инженеры были просто энтузиастами с хорошим капиталом, но…
Выход: найти партнера Lotus – поставщика 2,5 тыс. шасси, но без двигателя и направить инициативу парней из Кремниевой долины на сборку литий-ионных батарей (тех, что в ноутбуках).
Итог: грамотная пиар-акция, срабатывание вау-эффекта, и авто с разгоном за 3,7 сек, мощностью 292 лошади и зарядкой АКБ за 3,5 часа продается в 2008 году за 110 тыс. долларов.
Перспективность идей ё-авто подтверждена машиной с пропиленовым кузовом от «Тойота», выполненным по технологиям 2010 года. Еще один пример: каршеринг, от которого отказалось руководство в 2011 году, в 2012 начали использовать Smart. Автопарк насчитывал 300 единиц.