Оптика автомобилей – это цельная конструкция из блок-фары, которая в случае механического повреждения поверхности (скола, трещины) подлежит замене полностью. Для защиты применяют антигравийную плёнку: материалы покрытия выдерживают сильные удары камней, гравия и противостоять дорожным реагентам. При этом способность пропускать световой поток, не меняя его направленности, составляет 97-99%.
Назначение и общие характеристики пленки
Тюнинг бронезащиты оптики служит для практических целей:
- Сохраняет внешний вид во время всего срока эксплуатации: рабочая поверхность не тускнеет, светопроницаемость остаётся стабильной, несмотря на влияние агрессивной среды.
- Предохраняет от образования трещин, сколов – лучшие экземпляры бронированной защиты устойчивы к серьёзному механическому воздействию: даже в случае критического повреждения галогеновая, ксеноновая лампа или светодиоды сохраняют свою работоспособность.
- Декоративная функция: возможность нанесения рисунка, логотипа.
Существует два материала: винил (поливинилхлорид), полиуретан. Структура покрытия у всех одна: основа с клеевым содержанием, защитный слой. Характеристики различают по степени прозрачности, ударопрочности и срока службы.
Типы антигравийных плёнок:
- прозрачные с противоударным слоем;
- тонировочные – разных цветовых оттенков;
- бронированные высокой плотности с фактурной поверхностью;
- с эффектом изменения цвета типа «хамелеон»;
- декоративные – дизайнерская имитация рисунка линзы.
При выборе учитывают геометрию оптики конкретного автомобиля, температурные режимы и условия эксплуатации. Для тюнинговых ателье производители предлагают готовые комплекты защиты, которые не требуют выкройки материала на определённую модель. Отрез рулона для двух стандартных фар размером 0,3 на 1 метр можно приобрести для самостоятельной оклейки.
Плюсы и минусы использования
Главная функция плёнки – защита поверхности от ударов твёрдых частиц, агрессивной среды дорожных реагентов, влияния ультрафиолета. В первую очередь обращают внимание на характеристики ударопрочности, большого срока службы и степени износостойкости. Плюсом полиуретановых экземпляров будет оптимальный показатель прозрачности с максимальным коэффициентом сопротивления. Полиуретан стоит намного дороже винила, однако в умеренном климате может служить до 10 лет, сохраняя все свои эксплуатационные свойства. Следует учитывать, что во время мойки машины нужно избегать использование жёстких абразивных материалов.
Стандартная блок-фара, бронированная полиуретановой плёнкой в 250 мкм способна без последствий выдержать удар гравийного камня весом 50 г на скорости 100 км/ч.
Варианты из винила более универсальны в применении – подходят для любой блок-фары с самой сложной геометрической конструкцией. Из недостатков отмечают меньшую светопроницаемость, небольшой срок эксплуатации до трёх лет. Восприимчивость к перепадам температур: на морозе ниже -20°С винил начинает трескаться. Степень защиты зависит от производителя: на комплектах обычно указана толщина от 60 до 250 микрометров.
Какой пленкой лучше бронировать фары
Полиуретан считается инновационным материалом и используется в авиастроении.
Преимущество материала:
- повышенная прочность и износостойкость;
- отличная светопроницаемость;
- устойчивость к химическим реагентам, ультрафиолетовому излучению;
- большой диапазон рабочих температур: от -55°С до +70°С (при использовании ксенона это свойство является определяющим).
- долговечность: 10 лет без потери защитных свойств;
Среди производителей выбирают мировые бренды: Sun Tek (USA), Autо Pаrts Industrial Ltd, Sоnаr (Тайвань), Eаgle Eyеs (Тайвань), Nоble (Швеция-Китай). При покупке обращают внимание на полную маркировку продукции с обязательной сертификацией стандарта ICO EC, штрих-кодом страны-изготовителя и фирменное оформление упаковки – это поможет избежать приобретение контрафактного товара низкого качества.
Как забронировать фары пленкой своими руками
Все работы проводят в закрытом помещении при температуре воздуха от +18 до +25°С. Если для защиты применяют специальный набор для тюнинга конкретной модели автомобиля, то в комплекте даётся рекомендация по установке – при таком варианте не потребуется вырезать и подгонять выкройку. Для оклейки простым рулоном необходимо подготовить инструмент.
Что пригодится для установки
- любой обезжириватель (уайт-спирт, ацетон);
- мягкий установочный шпатель, либо резиновый валик (подойдёт набор тонировки);
- малярный нож;
- обычные ножницы;
- термофен (можно использовать бытовой);
- тёплый мыльный раствор;
- ветошь.
Пошаговая инструкция
- Тщательно вымыть переднюю часть автомобиля, применяя специальные моющие средства.
- Просушить оптику феном.
- Нанести обезжиривающую жидкость, промыть фары, не вытирая.
- Как только поверхность просохнет (уайт-спирт испаряется быстро), сразу приступить к оклейке.
- Плёнку необходимо вырезать по контуру фары, оставив на запас отступ в 1-2 см для коррекции сложных изгибов (обрезки).
- Снять предохраняющий слой, не касаясь руками клеевой основы, промочить в мыльном растворе, нанести на поверхность.
- Разглаживать резиновым валиком от центра к краям, аккуратно обходя выступы (в процессе нагревания они примут нужную форму).
- Продолжить разглаживание с включённым феном (проследить, чтобы под плёнкой не осталось пузырьков воздуха – их нужно выгнать).
- Сложные элементы выровнять пластиковым шпателем.
- Лишний крой обрезать по контуру блок-фары и вытереть всю поверхность насухо ветошью.
Для правильной обрезки лучше использовать подготовленные лекала из бумаги. После завершения работ автомобиль нужно оставить в тёплом помещение минимум на сутки, дав клеевой основе как следует схватиться и просохнуть.
Ошибки при установке пленки
- Несоблюдение температурных режимов при установке – при низкой температуре клей не просохнет, плёнка начнёт скоро отслаиваться.
- Неправильная выкройка – края должны точно повторять все контуры, в противном случае в стыковочных местах образуются загибы, отслоения.
- Оставление на поверхности фары следов загрязнений, пузырьков воздуха
- Оклейка сухой плёнкой без мыльного раствора – клеевой слой не «сядет» на сложные геометрические выступы.
- Эксплуатация автомобиля сразу после нанесения защиты.