Перегрев двигателя. Причины и последствия

Исправный двигатель автомобиля не должен перегреваться. Конечно, может что-то произойти в цепи сигнализации, но это исключительный случай. Обычно нештатный режим является следствием неисправности, и не обязательно системы охлаждения.

фото причины перегрева двигателя авто

Причины перегрева двигателя автомобиля

Наверняка никто не вел статистику причин, по которым наиболее часто загорался значок перегрева двигателя. Но если идти от простого к сложному, то можно выстроить определенную последовательность.

Грязный радиатор

Если радиатор грязный снаружи или внутри, то при нормальных оборотах и в обычных условиях система охлаждения будет работать на пределе возможностей. И надо совершенно немного, чтобы этот предел преступить. Такие ситуации могут возникнуть:

  • в жаркую погоду, при долгой и быстрой езде на открытых участках дороги;
  • при затяжном подъеме на гору;
  • при включении кондиционера;
  • при пробуксовывании на грунтовке после летнего ливня.

Результат неквалифицированного ремонта

В этом случае возможных причин перегрева двигателя несколько:

  • неправильно подключен вентилятор к бортовой сети. В таком случае он дует от двигателя навстречу входящему потоку воздуха, и создает «тепловую завесу»;
  • залили антифриз с низкой температурой кипения. Двигатель закипает при вполне «рабочих» нагрузках;
  • долили в систему антифриз другой марки.
  • образовалась воздушная пробка в системе циркуляции охлаждающей жидкости.
  • покрасили или замяли пластины радиатора.

Отказ деталей и узлов системы охлаждения

Есть ряд неисправностей, которые приводят практически к мгновенному перегреву:

  • отказ термостата;
  • отказ помпы;
  • обрыв ремня привода помпы;
  • разрыв шланга системы охлаждения;
  • соскакивание шланга с патрубка.

Часть причин имеет «накопительный характер», когда система охлаждения в целом работает, но двигатель перегревается, хотя и не сразу:

  • утечка охлаждающей жидкости;
  • ослабло натяжение ремня привода помпы;
  • не включается вентилятор обдува радиатора. Может происходить из-за разрыва цепи, отказа предохранителя, нерабочего датчика или реле, поломки самого вентилятора;
  • срезана крыльчатка у визуально рабочей помпы;
  • не срабатывает клапан пробки радиатора или расширительного бачка. При остывании двигателя охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, происходит подсос воздуха, в результате чего образуется воздушная пробка.

Двигатель кипит при исправной системе охлаждения

Бывают случаи, когда двигатель не перегревается, все детали и узлы системы охлаждения исправны, но двигатель «кипит», о чем свидетельствует характерное бурление охлаждающей жидкости в бачке. Происходит это из-за поврежденной прокладки головки блока цилиндров или по любой другой причине, связанной с потерей герметичности головки. Один из проявляющих факторов — это прорыв газов в рубашку охлаждения, и возникновения эффекта кипения даже у холодного мотора. Определить такую неисправность можно по одному из следующих сопровождающих признаков у стоящего автомобиля:

  • охлаждающая жидкость попадает в масло, что приводит к его загустению в поддоне (видно по щупу);
  • масло попадает в рубашку охлаждения, и создает пленку на поверхности жидкости в расширительном бачке;
  • из расширительного бачка явственно слышен запах горючего.
Читайте также:  Как зарядить аккумулятор без зарядного устройства

При движении авто охлаждающая жидкость может попадать в камеру сгорания, что сказывается на цвете выхлопных газов (появляется белый пар). Но в любом случае лучше не продолжать движение, так как возможно критическое повышение давления в системе — вплоть до разрыва шлангов или потери герметичности радиатора.

Последствия перегрева двигателя

Слабый и кратковременный перегрев обычно обходится без последствий для двигателя. В принципе он может возникнуть в любой момент в летнюю жару, когда автомобиль едет или очень быстро, или, наоборот, очень медленно «тащится» в городской пробке в гору на пониженной передаче. Достаточно остановиться, дать двигателю остыть, проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долить (можно просто чистой воды), и затем осторожно двигаться в направлении ближайшей станции техобслуживания.

Средний перегрев (обычно не более 10-20 минут) влечет уже серьезные последствия, в результате которых возможно появление детонации, вибраций, стука и потери мощности. А это означает, что нужен ремонт двигателя от среднего до капитального. И такой автомобиль лучше буксировать на СТО.

Сильный перегрев, как правило, заканчивается катастрофой для двигателя и системы охлаждения.

Ремонт двигателя после перегрева

После перегрева, даже кратковременного, необходима диагностика, чтобы найти и устранить причины нештатной ситуации, вернуть в рабочее состояние систему охлаждения. Общие рекомендации по ремонту выглядят так:

  • Оценивают состояние радиатора, работу клапана крышки радиатора или расширительного бачка.
  • Проверяют уровень и качество охлаждающей жидкости, наличие утечек, герметичность шлангов и узлов соединения с патрубками.
  • Проверяют работу термостата.
  • Проводят диагностику работы электровентилятора, его срабатывание от датчика температуры или при включении кондиционера. Проверяют правильность подключения к бортовой сети.
  • Диагностируют помпу. Оценивают люфт шкива и износ подшипников, проверяют натяжение ремня. Разбирают помпу и убеждаются в целостности крыльчатки, проверяют зазоры между нею и корпусом.

При выявлении отказавших деталей или узлов, проводят их замену.

В зависимости от того, какие последствия перегрева двигателя были выявлены, могут понадобиться еще и следующие ремонтные работы:

  • Прорыв газов в рубашку охлаждения потребует замены либо прокладки головки блока цилиндров, либо полностью головки, если она утратила свою целостность.
  • Появление детонации, как правило, потребует замены поршневых колец и маслоотражателей.
  • Потеря мощности означает потерю компрессии, возможное повреждение поршневых колец, вкладышей шатунов и выпускных клапанов.
  • При сильной детонации возможно появление задиров на стенках цилиндров. В этом случае необходима гильзовка (расточка) блока цилиндров.

 

Несистемные причины перегрева

Одной из причин перегрева может быть чрезмерное сопротивление выводу газов за счет забитой выхлопной трубы либо каталитического нейтрализатора. Вначале двигатель начинает детонировать, а затем, как следствие, перегревается.

Еще одна причина — неправильно выставленный угол зажигания. При слишком раннем зажигании любая повышенная нагрузка, будь то резкое ускорение или движение в гору, вызывает перегрев двигателя. Но температура тут же вернется в норму, как только обороты уменьшатся.

Заклинившие тормозные цилиндры или стояночный тормоз приводят к нештатной нагрузке на двигатель, и это также может служить причиной перегрева.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector