Современный гибридный накопитель – аккумулятор для экологичного автомобиля отличается от своих предшественников. В него не нужно заливать дистиллированную воду, контролировать плотность электролита. Но, как и любой механизм, он требует периодического обслуживания и нуждается в подзарядке.
Что такое гибридный аккумулятор
Гибридная АКБ предназначена для старта и езды машины в условиях города. Положительный электрод устройства выполнен по малосурьмянистой технологии, отрицательный – на основе кальциевой. Их применение обеспечивает увеличение пусковых токов и снижает чувствительность батареи к разрядам.
Батарея находит в корпусе из прочного пластика со свинцовыми стенками, ограждающими пластмассовую часть от контакта с агрессивными электролитами. Заряды, положительный и отрицательный, находятся на клеммах.
Внутри корпуса находится 4-6 отсеков, заполненных электролитом, пластины расположены пучками с промежутками. Заряд распространяется по проводам в случае подключения электрической цепи машины.
Батареи лучше устанавливать на транспорте с пробегом от 150 тыс. км или моделях без автоматического отключения питания при включении сигнализации. В случае разрядки аккумулятор-гибрид практически не сульфируется. Устройства актуальны в условиях холодной зимы и умеренно жаркого лета.
Климатические условия и особенности отечественного дорожного покрытия исключают применение АКБ в премиум-машинах.
Важно! Установка прибора в салон или багажник может привести к нарушению деятельности органов дыхания.
Гибридная технология аккумуляторов
Гибридные современные АКБ для работы авто функционируют на основании двух типов пластин:
- свинцово-сурьмянистой, обеспечивающей стойкость источника питания к сильным разрядом;
- свинцово-кальциевой, с ячеистой структурой. Пластина снижает вероятность испарения воды, и не подвергается коррозии.
Технология гибридной батареи предусматривает производство положительного электрода из сурьмы и свинца. Отрицательный изготавливается из кальция с небольшим количеством свинца.
Гибридная АКБ для авто: обозначения и маркировка
Маркировка на корпусе установки наносится в соответствии с внутренними регламентами страны-изготовителя. Производитель может добавлять некоторые пункты на свое усмотрение, но обязательно указывает:
- название бренда;
- параметры емкости, напряжения заряда и пускового тока;
- массу изделия;
- характеристики полярности и уровня электролита;
- дату изготовления;
- предупреждающую информацию о едкости составляющих.
В зависимости от источника питания на батарее могут присутствовать надписи Hybrid, Calcium Plus или Ca+.
Последняя маркировка позволяет уточнить уровень расхода воды:
- VL – очень маленький;
- L – маленький;
- N – нормальный;
- VRLA – на устройстве есть клапан регулировки.
Индексация позволяет уточнить, как часто требуется доливать дистиллированную жидкость.
Срок службы гибридного аккумулятора автомобиля
Источники питания отличаются длительным эксплуатационным ресурсом. Бренды-изготовители заявляют о гарантийном сроке до 5 лет. Водители отмечают, что правильный уход и обслуживание АКБ продлевает период службы до 6-7 лет.
Чем отличается от малосурьмянистых и кальциевых батарей
Перед тем, как уточнить различия гибрида и стандартных устройств, необходимо разобраться в характеристиках «конкурентов».
Особенности малосурьмянистых аккумуляторов
АКБ из чистого свинца приходят в неисправность в результате колебаний температур. Добавление 5-7 % сурьмы позволило увеличить прочность пластин, которые выдерживают глубокие заряды. Емкости при этом теряется всего 20 %. К отрицательным свойствам приборов относятся:
- быстрое начало реакций электролиза – кипение происходит при 12-12,5 В;
- постоянный уход – залив воды, замер электролита, чтобы не допустить перегрева;
- большой вес;
- незначительный КПД.
Важно! Устройства оснащаются откручивающимися пробками с отверстиями для испарения жидкости.
Характеристики кальциевых источников питания
Добавление к свинцовой пластине 5-7 % кальция обеспечило:
- необслуживаемость АКБ – вода практически не выкипает;
- замедление процесса электролиза – начинается при напряжении 15-16 В;
- повышенное КПД пластин;
- увеличение пусковых токов и емкости.
Кальциевые батареи очень дорогие, чувствительны к глубоким разрядам (после 3-4 А теряется до 80 % емкости).
Сравнение гибридных и других АКБ
Аккумуляторы-гибриды отличаются от малосурьмянистых и кальциевых по следующим параметрам:
- разный состав токоотводов;
- минимальная чувствительность к глубоким разрядам, в отличии от кальциевых;
- потери воды при реакциях электролиза в 2 раза меньше, чем у малосурьмянистых;
- колебания напряжения не влияют на работу АКБ, как у кальциевых;
- меньший процент саморазрядки в сравнении с сурьмянистыми.
Интересно знать! Малосурьмянистые источники питания практически отсутствуют в продаже.
Преимущества и недостатки
Плюсами гибридных автомобильных батарей являются:
- реальная экономия, практичность и долговечность;
- минимальный расход воды;
- низкий уровень саморазряда благодаря кальциевым электродам;
- устойчивость к глубоким разрядам – положительный свинцово-сурьмянистый электрод переносит до 20 циклов;
- высокой ток стартера, обеспечивающий быстрый старт машины;
- минимальная вероятность окисления за счет специальной обмазки пластины;
- устойчивость к вибрациям на отечественном дорожном покрытии.
К минусам АКБ относятся:
- дорогая стоимость в сравнении с кальциевыми и малосурьмянистыми;
- сложность самостоятельного обслуживания.
При высокой стоимости гибриды работают дольше – пакетированные пластины меньше осыпаются.
Обслуживание гибридного аккумулятора
Батареи отличаются простотой обслуживания. Чтобы понять необходимость той или иной процедуры, достаточно взглянуть на цветовой индикатор:
- зеленая подсветка – АКБ не нуждается в дозарядке;
- белая подсветка – требуется доливка электролита;
- черная подсветка – устройство нужно зарядить.
На большинстве гибридов есть разметка уровня электролита. При появлении белого налета пластины обязательно чистят.
Как выполнить десульфатацию
Свинцовый осадок образуется вследствие химической реакции электролита и свинцовых элементов. Повышенная кислотность становится причиной разрушения пластин, поэтому их чистят следующим образом:
- делают цикличные короткие и слабые заряды-разряды;
- проводят химическую очистку специальными растворами;
- разбирают батарею и очищают вручную.
Совет! Если у вас нет соответствующих навыков, можно полностью испортить источник питания.
Как правильно заряжать гибридный аккумулятор
В отличии от кальциевой, гибридная батарейка не требует циклического заряда. Но, когда она разрядилась, рекомендуется выяснить, как нужно заряжать севший гибридный аккумулятор вашего автомобиля. Требуется выполнить следующее:
- Экспресс-зарядку с подачей тока, равного 1/10 емкости АКБ. Методика рекомендована в редких случаях.
- Пассивную зарядку током 2 А с подачей напряжения не более 14,2 В.
Напряжение и сила тока для гибридного аккумулятора
На электронном программируемом устройстве видно индикатор заряда и постепенное нарастание напряжения. При его увеличении до 14, 2 В и падении силы тока до 0,3-0,5 А батарея будет заряжена. Простейший зарядник даст световой сигнал об окончании цикла.
Как выбрать гибридный аккумулятор и зарядное устройство
Нормальные характеристики зарядника и аккумулятора обеспечат бесперебойность их эксплуатации.
Нюансы выбора АКБ
При покупке гибридной батареи нужно обращать внимание на:
- дату производства – оптимальный период между временем выпуска и покупки составляет 2-3 мес.;
- размеры – батарея должна полностью помещаться на своем месте;
- емкость, достаточную для старта мотора;
- полярность клемм;
- необходимость обслуживания.
Совет! Гелевые источники питания служат дольше.
Критерии выбора ЗУ
Приобретая зарядное устройство, ориентируйтесь на:
- предел оптимального напряжения – от 13,8 до 14,2 В;
- требования к максимальному току в соответствии с емкостью АКБ;
- наличие ограничителя мощности и силы тока;
- тип устройства – подзарядные модели отличаются щадящим циклом, а пускозарядные используются для десульфатации и восстановления заводской емкости.
Известные марки гибридных аккумуляторов
Перечень популярных изготовителей hybrid-батарей поможет выбрать устройства по характеристикам и стоимости:
- Аккумуляторные технологии. Продукты АТ 64A3-L, AT 77A3-R, АТ 74АЗ-L стоят в пределах 6 тыс. руб., отлично запускаются в морозы. При несвоевременном обслуживании существуют риски осыпания банок;
- Тюменский медведь. Производитель выпускает гибриды 6CT-77LA, 6CT-66LA, 6CT-55LA стоимостью примерно 5 тыс. руб. Изделия отличаются высокими пусковыми токами, но в условиях сильного холода их запустить проблематично;
- A-Mega. Производится две линейки – Ultra (стоят 5 тыс. руб.) и Premium (цена – более 11 тыс. руб.). Источники питания рассчитаны на использование до 6 лет. Вода в электролите испаряется в 12 раз медленнее. Толстые литиевые пластины обеспечивают виброустойчивость АКБ;
- В зависимости от полярности батарея стоит от 2,5 до 6 тыс. руб. Эксплуатируется при морозе до 30 градусов, прием и отдача заряда проходят хорошо. Сопротивление тока снижено за счет вертикальных жил решеток. АКБ устойчива к ударам;
- Зверь. Аккумулятор предназначен для высоких нагрузок в любом температурном режиме. Не садиться, даже если подключена акустика и подогрев сидений. Стоит от 3 до 10 тыс. руб. в зависимости от полярности.
У АКБ-гибридов стоимость чуть выше стандартных, но отличный эксплуатационный ресурс.
Гибридные батареи – простота и долговечность
Эксплуатационные показатели аккумуляторов гибридного типа схожи с кальциевыми и малосурьмянистыми. Легкость обслуживания, скорость зарядки, отличная емкость делают модели разных брендов популярными среди покупателей.