Различные стуки под капотом могут свидетельствовать об износе основных узлов и деталей, между которыми увеличиваются зазоры. Чем больше зазор, тем сильнее посторонний звук. Стук в двигателе нельзя запускать, поскольку отсутствие своевременного ремонта может вывести автомобиль из строя насовсем. Далее поговорим о том, что делать, когда появился стук в двигателе, и чем он может быть вызван.
Предварительная диагностика двигателя автомобиля
Услышав посторонний шум под капотом при работе авто, необходимо в первую очередь уточнить, откуда доносится звук. С этой целью проводят визуальный осмотр:
- Завести мотор и погазовать педалью сцепления при выключенных КПП и трансмиссии — это позволит услышать чистую работу двигателя.
- Установить автомобиль на смотровой яме.
- Осмотреть тщательно опоры силового агрегата, а также генератор и водяной насос — последние чаще других вызывают стук под капотом.
- Убрать все детали, вызывающие подозрения.
- Повторить первый пункт. Если звук сохранился, проблема кроется в самом моторе и его узлах.
Профессионалы классифицируют посторонние звуки по ряду параметров:
- характер — эпизодами, редкий или постоянный. Периодичность стука определяет серьезность поломки;
- тональность. Конструктивное строение моторов оказывает влияние на звуковые особенности постукиваний. В этом вопросе поможет только опытный слух мастера, который сможет определить одну и ту же поломку в звонком стуке на корейском авто и приглушенном звучании «немца»;
- локализация. Позволяет точнее определять место постукиваний и понять, какой узел неисправен. Прослушивание осуществляется при помощи стетоскопа.
В процессе диагностики в обязательном порядке устанавливают следующие зависимости:
- интенсивность постукиваний и рост оборотов мотора;
- момент появления стука и усиления его громкости — на холодную, в горячем виде или на холостых оборотах.
Интересно! Киа Спортейдж 2022 года — обзор, комплектации и цены в России
Основные причины стуков в двигателе автомобиля
Глобально причиной стука в моторе выступает износ деталей и узлов агрегата, который приводит к увеличению зазоров между ними. Стук могут издавать следующие составляющие:
- поршневые пальцы;
- сам поршень в цилиндре;
- коленвал в блоке цилиндров;
- распредвал в головке блока;
- клапан и его направляющая;
- головка блока цилиндров с клапаном;
- ось клапанного механизма — коромысло;
- цепь или ремень ГРМ.
Детали из твердых и прочных материалов постукивают равномерно длительное время. Мягкие элементы, работающие в паре с металлическими деталями, быстро разрушаются, посторонний звук стремительно усиливается.
Основные факторы, способствующие появлению стука в моторе:
- производственный брак;
- во время ремонта использованы изношенные элементы;
- постоянное применение топлива низкого качества;
- нарушение рекомендаций производителя по виду масла для двигателя;
- нарушение правил эксплуатации машины — резкое или неправильное торможение, перевозка тяжелых грузов и прочее;
- износ тех или иных деталей;
- детонация — чрезмерно быстрое сгорание топливовоздушной смеси (ТВС) сопровождается разрушением двигателя и металлическим стуком.
Интересно! 10 лучших летних шины 2022 года —рейтинг по цене и качеству
Спровоцировать детонацию могут следующие причины:
- топливо плохого качества;
- большой слой нагара на стенках камеры и дне поршней приводит к избыточному сжатию ТВС;
- неправильная установка момента зажигания ТВС;
- дисфункция системы выхлопа;
- слишком быстрый разгон и перегруз двигателя;
- свечи сгорания вышли из строя.
Стук в моторе появляется также по следующим причинам:
- звонкий и громкий стук привода бензонасоса;
- звонкий редкий стук двигателя дизеля обеспечен топливным насосом высокого давления;
- звонкий стук при протекании масла на фоне ослабленного шкива коленвала;
- глухой звук после ремонта говорит о неверном подборе прокладки блока цилиндров;
- при запуске стук двигателя говорит о поломках смазочной системы — грязь в каналах или некачественное масло, при нагреве смазочного материала звук прекращается.
Стук в двигателе на холостых оборотах
Основные факторы, вызывающие посторонний звук в моторе на холостом ходу:
- картер двигателя касается помпы или колеса генератора;
- дрожит оболочка механизма распределения газа или защита движка;
- на моторах с шестеренчатой передачей могут появляться зазоры на распределительных шестернях;
- колесо коленвала откручивается;
- шестерня коленвала или звездочки на нем неустойчива;
- плохое качество топлива;
- слабость фиксации шестерни или звездочки на распределительном валу;
- деформации махового колеса — только у двигателей с автоматической КПП.
Интересно! Загорелась лампочка бензина сколько можно еще проехать
Стук в двигателе на холодную
Причины постороннего стука в непрогретом моторе:
- При отсутствии иных признаков поломки стук возникает из-за отклонений от нормы тепловых зазоров. Требуется регулировка клапанов.
- Износ гидрокомпенсаторов естественным путем — из-за некачественного смазочного материала или несвоевременности его замены. Устраняется промыванием двигателя с последующей сменой масляного фильтра и моторного масла.
- Коренные вкладыши стучат при естественном износе или снижении давления в масляном насосе.
- Изношенный шатун глухим звуком металла ударяется о шейку коленвала — такая поломка требует экстренного ремонта и приводит к невозможности эксплуатации авто.
- Шум компенсаторов на фоне вязкости масла уходит по мере прогрева мотора.
- Стук в моторе после замены масла считается нормальным явлением: некоторые элементы временно работают с дефицитом моторного масла. Опытные мастера иногда заранее наполняют масляный фильтр маслом перед установкой.
- Недостаток моторного масла приводит к шумам, которые усиливаются по мере прогрева силового агрегата.
- ГРМ стучит только в силу изношенности.
Стук в двигателе на горячую
На оборотах стук двигателя чаще всего вызван критическим изменением величины зазоров между рабочими элементами мотора. Основные причины постороннего звука в горячем двигателе:
- недостаточность количества масла — трущиеся пары работают насухую и быстрее изнашиваются;
- коленвал со вкладышами — мягкие шатунные и коренные вкладыши быстро истираются, что приводит к их проворотам и стуку;
- клапаны двигателя издают стук вследствие износа рокера или забитого канала подачи масла на распределительный вал;
- гидрокомпенсатор стучит на фоне недостатка масла или слишком низкого его давления;
- фазовращатели — после 150-200 тыс. км пробега в цепном и ременном типе приводов начинается процесс коксования масляных клапанов и естественный износ внутренних частей;
- стенки цилиндров и поршни меняют геометрию по мере износа, что приводит к повреждениям поршневых пальцев и колец;
- подшипники коленвала — помимо естественного износа может стучать на фоне неправильной установки во время ремонта;
- детонация — резкое воспламенение топлива обеспечивает глухой звук взрыва в цилиндре, о ее причинах сказано ранее.
Интересно! Ниссан Патфайндер 2022 года — обзор нового кузова, комплектации и цены
Опасные причины стука двигателя
Самые опасные для эксплуатации автомобиля причины посторонних звуков в моторе:
- Поршень — глухой стук из блока цилиндров сопровождают щелчки. На холодную стук может сопровождать цокот. Аналогичная ситуация при небольших оборотах и резком сбросе газа при движении.
- Поршневые пальцы — характерный металлический звон отчетливо слышится при перегазовках, усиленном нажатии на педаль газа для ускорения. Для определения поломки просто выкрутите свежи зажигания.
- Детонация возникает при несоответствии типа топлива, экстремальной нагрузке на затяжном спуске или крутом подъеме.
- Вкладыши коленвала и коренные подшипники — приглушенный звук металла из района картера отчетливее слышно при малых оборотах и на непрогретом двигателе, при сбросе газа. Поломку провоцирует низкое качество моторного масла.
- Вкладыш шатунов — отчетливый металлический звук из области картера. При его усилении мотор на бензине или дизеле может заклинить в любой момент.
Советы по ремонту двигателя автомобиля
Первым делом при появлении постороннего шума из двигателя проверяют уровень смазочных материалов. Падение уровня моторного масла выступает провокатором нарушений в работе всей системы двигателя внутреннего сгорания.
Если масла достаточно, необходимо исключить неисправности приводов, топливной системы и шкивов навесного оборудования. После этого можно переходить к определению мест локализации постороннего звука.
Далее требуется определить все особенности постукиваний — зависимость силы и тональности стука от нагрузки автомобиля, прогрева мотора, количества оборотов и т. д.
Важно определить частоту стука. Когда она совпадает с частотой вращения коленвала, поломки ищут в одном направлении. Когда реже частоты коленвала примерно в 2 раза, искать неисправность нужно в системе ГРМ.
При возникновении подозрений на выход из строя шатунного механизма автомобиль отправляют на срочный ремонт. В любом случае стук из мотора авто говорит о необходимости тщательного сервисного обслуживания и профессионального ремонта.
Стук двигателя возникает по разным причинам, но основная заключается в износе деталей и узлов силового агрегата. Изнашиваются элементы мотора естественным путем или под влиянием сторонних факторов. Детали из мягкого металла требуют замены чаще, а из твердого и прочного — реже. Основные факторы ускоренного износа — низкое качество моторного масла или топлива, нарушение правил эксплуатации (перегазовки, ускоренный разгон и резкое торможение, перегруз и т. д.).