Ремонт бампера из пластика своими руками

Бампер по назначению обязан принимать на себя удары. И неудивительно, что на нем появляются царапины, трещины и даже пробоины. Но если речь идеи не о представительском автомобиле, а о рабочей машине, то большинство мелких и средних повреждений можно устранить самому.

Виды повреждений

Выделяют четыре вида локальных повреждений, которые поддаются ремонту:

  • царапины;
  • вмятины;
  • трещины;
  • сквозные проломы.

В «чистом» виде они встречаются не всегда. Часто после «контакта» бампер имеет все виды повреждений, начиная от царапины и до пролома. Но и глубокая царапина на пластике после внимательного осмотра может оказаться «замаскированной» трещиной. Особенно когда удар передним бампером приходится по касательной. В таких случаях ремонт бамперов своими руками включает все виды операций по восстановлению целостности и декоративной привлекательности.фото бампера поцарапанного

Методы исправления повреждений

Мелкие царапины на неокрашенном пластике надо просто зашлифовать. Так поступают даже с лакокрасочным покрытием кузова, а ведь его толщина несоизмеримо меньше.

Крупные царапины на бампере шпаклюют. И здесь не подходит обычная автомобильная шпаклевка по металлу. Для этих целей нужны двухкомпонентные составы на основе полиэфирных смол.

Внимание! При выборе ремонтного состава следует обращать внимание на его зернистость. Есть выравнивающие смеси с крупным зерном наполнителя — они трудно поддаются шлифовке. Есть доводочные составы с самым мелким зерном — их используют для заделки мелких царапин и для нанесения финишного слоя поверх выравнивающего. А наиболее популярны для ремонта своими руками универсальные виды шпаклевки средней зернистости.

шпаклевка для царапин автоВ состав шпаклевки обычно входят пигменты, чтобы она была в тон бампера. Но полностью попасть в цвет вряд ли получится. Поэтому, когда царапина большая, после шпаклевания деталь лучше покрасить, даже если она не была окрашенной. Этот этап проходит по стандартной технологии: шлифовка, грунтовка, нанесение двух-трех слоев краски.

Ремонт трещин бамперов из разных материалов проводят по-разному: паяют или склеивают. Сквозные проломы также убирают либо пайкой латки, либо вклейкой бандажа из стеклоткани. А чтобы правильно отремонтировать трещину или пролом, надо вначале определить из какого материала сделан бампер.

Материалы современных бамперов

Если не принимать во внимание старые модели легковых автомобилей советской эпохи и некоторые модели современных внедорожников, то в подавляющем большинстве бамперы изготавливают из пластика. Каждый производитель автомобилей использует свои составы, но у них есть общие признаки, которые и определяют технологию ремонта трещин и проломов — склеивание или пайка.

Всего существует два больших класса пластмасс, из которых изготавливают бамперы: термопластичные (термоактивные) и термореактивные. Трещины и проломы в бамперах из термопластичного пластика сваривают (запаивают), из термореактивного пластика — заклеивают.

К какому виду относится пластик определяют по маркировке:

  • термопластичные — это все виды полиэтилена или полипропилена. В маркировке они обязательно обозначаются как PE или PP (в «чистом» виде или в комбинации с другими литерами латинского алфавита). В эту же категорию входят тюнинговые бамперы, панели и обвес из АВС (ABS) пластика;
  • термореактивные — это полиуретан (PUR), поликарбонат (PC) и стекловолокно (без маркировки).

Иногда первый вид называют «мягким» пластиком, а второй — «твердым». По этому критерию просто определить из какого материала сделан бампер, и соответственно подобрать к нему вставку.

«Мягкие» пластмассы легче воды. Плотность полиэтилена не более 0.96 кг/дм3, полипропилена — около 0.95 кг/дм3. Только ABS чуть тяжелее воды — 1.02-1.06 кг/дм3. Когда по каким-то причинам нет возможности определить характер материала по маркировке, то достаточно бросить в ведро с водой небольшой кусочек пластмассы. Полиэтилен и полипропилен будут плавать на поверхности, кусок ABS — будет в полупогружном состоянии, но до конца не «утонет».

«Твердые» пластмассы тяжелее воды. Плотность монолитного поликарбоната — 1.18-1.2 кг/ дм3, монолитного полиуретана — 1.2-1.25 кг/дм3, стекловолокна — 1.8-2.0 кг/дм3. И если бросить кусок твердого пластика в воду, то он утонет.

Необходимые инструменты и материалы

Перечень инструментов и материалов делят на две категории: те, которые нужны в любом случае, плюс те, которые необходимы только для конкретного вида повреждения и материала бампера.

В обязательный перечень входят инструменты и материалы для нанесения шпаклевки, шлифовки лицевой поверхности и покраски бампера:

  • строительный фен;
  • наждачная бумага разной зернистости, скотч-брайт в виде насадок или пластин, полировальные круги или насадки (конкретный выбор зависит от способа шлифовки и полировки детали — ручная или механизированная);
  • шпатели;
  • «сапожный» нож, ножницы;
  • кисточки;
  • краскопульт;
  • строительный фен;
  • шлифовальная машина;
  • дрель;
  • струбцины;
  • двухкомпонентная шпаклевка для пластика типа Novol или для стеклопластика типа Watertite;
  • грунтовка;
  • краска.

Паяльник или паяльная станция, стекловолоконная или латунная сетка, полимерные прутки в качестве припоя, полиэфирный клей — это тот перечень дополнительных материалов, которые понадобятся для сварки/склеивания краев щели или вставки латки в отверстие пролома.инструменты для ремонта авто

Читайте также:  Установка противотуманных фар

Ремонт пластикового бампера своими руками

Ремонт начинают с подготовительного этапа:

  1. Бампер демонтируют и укладывают на верстак или стол подходящего размера. Делают это осторожно, чтобы щель или разлом не увеличились в размерах. Но даже если речь идет об удалении царапины, деталь удобнее отремонтировать, когда она снята с машины.
  2. Счищают грязь, моют всю поверхность с применением чистящих средства. Сушат.
  3. Если ремонтируют трещину, то по краям тонким сверлом высверливают отверстия, чтобы она не увеличилась в размерах.
  4. Наждачной бумагой, шлифовальной машинкой или дрелью с насадкой зачищают пластик на лицевой стороне в районе повреждения. Границы зачищенного участка должны находиться на расстоянии 20-30 мм от трещины или пролома.
  5. Если ремонтируют бампер из термореактивного пластика, то по всей длине трещины или по периметру пролома нарезают фрезой фаску на глубину 2/3 от толщины пластика.
  6. Счищают (сдувают) с поверхности опилки и стружку.
  7. В зависимости от материала выбирают способ ремонта.

косметический ремонт бампера

Внимание!
Если ремонтируют сквозной пролом, то для термоактивного пластика подготавливают вставку, а для термореактивного — латку из стеклоткани. Контур вставки должен максимально точно повторять контур пролома, а по краю вставки для сварки надо также сделать фаску под 45°. Латка из стеклоткани должна по краям на 2-3 см перекрывать трещину или пролом.

Ремонт склейкой бампера из термореактивного пластика

Наиболее сложный вид повреждения — это заделка пролома. Трещину можно рассматривать как «частный случай», и её заклеить проще. Алгоритм ремонта сквозного отверстия выглядит так:

  1. Переворачивают бампер «изнаночной» стороной наверх. Закрепляют на верстаке струбцинами.
  2. Зачищают наждачной бумагой или скотч-брайтом ремонтируемый участок на расстоянии до 50 мм от краёв пролома (трещины).
  3. Наносят первый слой двухкомпонентного полиэфирного или эпоксидного клея.
  4. Пропитывают клеем латку из стеклоткани.
  5. Накладывают латку на пролом (трещину).
  6. Наносят еще несколько таких же слоев, чтобы их суммарная толщина приблизительно сравнялась с толщиной бампера. Для каждого слоя готовят отдельную порцию клея. Выдержка между слоями должна быть около 15 минут.
  7. После полимеризации клея (около часа) бампер переворачивают, и выравнивают поверхность заподлицо с помощью шпаклевки.
  8. После высыхания шпаклевки поверхность шлифуют в 2-3 этапа, уменьшая зернистость абразива.
  9. Затем бампер обезжиривают, грунтую, шлифуют и красят.

заделка пролома на авто

Сварка термопластичного пластика

Перед ремонтом сваркой пластикового бампера своими руками, края трещины или вставки с бампером сводят вместе и закрепляют с помощью «вспомогательных пластин» с изнанки детали.

Примечание. Крепить пластины лучше саморезами. После полимеризации пластикового шва пластины снимают, а отверстия шпаклюют.

Пайку проводят с лицевой стороны. Для этого нужен строительный фен со специальной насадкой в виде узкого сопла. Небольшие трещины можно заделать с помощью обычного паяльника, а большие трещины перед пайкой надо «прихватить» с лица в нескольких местах.

Процесс сварки пластика аналогичен сварки металла с помощью проволоки, только вместо нее используют пруток или шнур из такого же материала, что и бампер. Его можно купить, а можно сделать самому, если найти подходящий кусок старого бампера на авторазборке или на ближайшем СТО.сварка пластика авто

Самый сложный момент — подбор температуры в зоне сварки. У каждого вида пластика она своя и её обычно контролируют по состоянию прутка. Вначале надо прогреть пластик бампера вначале шва, а затем «хвостик» прутка. Когда пруток станет «мягким», его прижимают в начале шва таким образом, чтобы он лег в канавку. Затем медленно перемещают сопло фена, одновременно разогревая бампер и пруток, заполняют шов пластиком.

Совет!
В качестве контрольного «штриха» шов лучше еще раз пропаять обычным паяльником с изнанки и с лицевой стороны.

Ошибки при ремонте

Основные ошибки при ремонте обычно относятся к финальной части обработке — покраске. Если же ошибиться с выбором материалов и технологии, то ремонт попросту не состоится.

Можно выделить четыре основных ошибки, в результате которых отремонтированный бампер быстро потеряет привлекательность:

  • плохая обработка пластика чистящими средствами. Очиститель должен убрать не только грязь, но все виды масел и жиров;
  • не тот вид шпаклевки. Шпаклевка должна быть именно для пластика, а не для металла;
  • недостаточно хорошо зачищено старое лакокрасочное покрытие. Перед грунтовкой бампер надо прошлифовать с лицевой стороны полностью. Таким образом поверхность старого лакокрасочного покрытия будет «заматирована», и грунтовка одинаково хорошо ляжет на всей детали.

«Забыли» улучшить адгезию поверхности. Предварительно бампер надо обработать адгезионным грунтом. А затем уже наносить грунт-наполнитель для пластика, базу и лак.

Ссылка на основную публикацию